То, что мы знаем как британскую социальную (или американскую культурную) антропологию, в Центральной и Восточной Европе когда-то четко разделялось на две науки: по-немецки это Volkskunde и Völkerkunde, изучение своего народа и изучение других. В России, как и везде, во второй половине XIX века появилось две этнографии: первая – исследования русского крестьянства как собственного прошлого, как поиски корней, как «изобретение традиции» и ее музеификация – то есть как хорошо знакомые нам элементы строительства нации; вторая – исследования «Другого». Для России это прежде всего исследование сибирских и северных народов. Эта «вторая этнография» выросла в первые два десятилетия 20 века в основном в Петербурге / Петрограде / Ленинграде благодаря усилиям «этнографов поневоле» – политических ссыльных, сосланных в Сибирь в середине 1880-х годов.
Какие идеи лежали в основе ранних этнографических исследований Сибири и Севера? Какую идеологию ее создатели передали (или старались передать) в 1920-30-е годы своим ученикам? Как эти идеи повлияли на дальнейшее развитие нашей науки в России? Не подлежит сомнению, что «многие эксперты, привлеченные советской властью для разработки различных аспектов национальной политики, профессионально сформировались в дореволюционный период» (Миллер 2008) – но как конкретно происходил этот процесс в случае сибиреведения? Как эволюционировали идеи его создателей? Как их научные идеи соотносились с «официальной советской этнографией» на службе строительства советской империи, блестяще, хотя и по-разному, описанной в работах Терри Мартина и Франсины Хирш? Наконец, как могла бы выглядеть российская этнография 20 века, если бы "петербургская школа" не была пресечена в середине 1930-х годов, а получила возможность развития?
Курс рассказывает об истории становления сибиреведения (североведения) и предлагает слушателям ответы на поставленные выше вопросы. Курс лекционный, не предполагает семинаров, но предполагает обязательное чтение.
Преподаватели:
Вахтин Н.Б., доктор филологических наук, профессор факультета антропологии
Лярская Е.В., кандидат исторических наук, доцент факультета антропологии
Количество аудиторных часов: 8 часов лекций, 20 часов семинарских занятий
Период чтения курса: сентябрь – декабрь 2024 года (ориентировочное расписание – четверг 18:00)
Старт курса: 12 сентября
Количество мест для студентов Новой лиги: без ограничений
Формат чтения курса: гибридный (очно + онлайн)
Входные требования к студентам: нет
Рабочий язык дисциплины: русский
Наименование программы и направления подготовки: ОП «Культурная антропология», 46.04.03 Антропология и этнология